Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Западноевропейская мебель бидермайера

После падения Наполеона мебельное искусство европейских стран начинает перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Если ампир со своими пышными торжественными формами изначально предназначался для императорского двора и аристократии, то буржуазное мебельное искусство Германии, Австрии и Англии шло своим, более демократическим путем. Заимствуя от аристократического ампира лишь его основные принципы построения и лаконизм, бидермайер отказался в мебели от четких тектонических членений, архитектурноести ее формообразования и разнообразных шаблонов, ввел мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов, скруглил жесткие очертания профилей и углов.

В этом стиле основное внимание обращается на удобство пользованием мебельным объектом и высокое качество его исполнения. Мебель теперь уже не предмет украшения — своими эстетическими качествами она обязана, прежде всего, хорошим пропорциям, цвету и текстуре открытого дерева и удачно подобранным цвету и рисунку обивочных тканей. Отдельные типы мебели бидермайера часто имеют оригинальную конструкцию. По примеру англичан, мастера других стран в это время производят многофункциональную (комбинированную) и трансформируемую мебель: столы с откидными и выдвижными столешницами, раздвижные столы, стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы и шкафы с различными техническими устройствами и т.д.

На мебели бидермайера продолжает существовать резной декор, правда, в ограниченном количестве, заимствованный из арсенала ампира: лебеди с вытянутыми шеями, грифоны, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки, розетки и др. Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В мебели бидермайера широко применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. Техника фанерования достигла тогда весьма высокого уровня. Иногда встречается инкрустация, в т.ч. интарсия в виде небольших вставок дерева разных пород.

Главное достоинство стиля бидермайер состоит в красоте форм мебельного объекта, красоте использованного материала и великолепной столярной работе. Например, весьма простые по

форме объекты мебели для сидения часто имеют обивочную яркую ткань, которая шла также на драпировку стен или на портьеры дверей и окон. Распространению стиля бидермайер в европейских странах способствовали многочисленные издания модных журналов, где приводились проекты образцовой мебели и интерьеров, в которых отражалось представление буржуа и мелкого чиновничества о рациональном, комфортабельном и уютном жилище и практичной мебели.

Теперь центральным местом в доме становится не парадное помещение с парадной мебелью, а уютная гостиная, обставленная практичной и удобной мебелью, в оформлении которой преобладают английские традиции XVIII в.: простота, легкость пропорций, округлые очертания. Бидермайер и его развитие в мебельном искусстве хорошо проследить на мебели английской, формообразование которой почти не было затронуто французским ампиром и постепенно отходило от изящных форм Шератона к более грубым и простым формам по проектам Хопа и Д. Смита.

В периодическом издании «Repository of Arts» P.A. Керманна, которое выходило с 1808 г., приводились цветные изображения не только дорогих интерьеров, но и давались примеры того, как можно организовать и украсить свое жилище англичанам среднего достатка. Здесь видно, как постепенно в обиход вводятся изогнутые и точеные формы, свойственные стилю бидермайер, широко распространенному в то время в Германии и Австрии. На мебели мало украшений, ее поверхность обычно гладка и покрыта фанерой с красивой текстурой.

Возврат к списку