Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Бидермайер

Бидермайер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики и почти не коснулся архитектуры. Становление этого стиля произошло первоначально в немецком и австрийском искусстве, начиная с середины 1810 г. Этот новый стиль продержался до буржуазно-демократической революции 1848 г. и позже получил весьма ироничное название «бидермайер», буквально «бравый господин Майер» (нем. — игра слов от Bidermann — бравый и Meier). Термин «бидермайер» впервые был введен в искусствознание в 1894 г. Г. Бётти-хером в статье «Будущее орнамента на примере развития обойного дела», а также был использован в 1922 г. П. Шмидтом в его книге «Живопись бидермайера».

Название этого стилевого направления случайно. Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: «Сетования праздного Майера» и «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана», а другой поэт — Л. Айх-родт - стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из «Bidermann» и «Meier».

Стали регулярно выходить в печати произведения, пародирующие любительские стихи некоего школьного учителя и подписанные Г. Бидер-майером — скромным обывателем, любителем спокойной жизни и уюта, а также стилизованные под них стихотворные пародии Л. Айхродта и А. Куз-мауля. Например, в 1869 г. вышел сборник стихов с ироническим названием «Комические песни Би-дермайера», мировоззрение героя которых отражало интересы и вкусы немецкого обывателя.

Начало бидермайера лежит в русле немецкого романтизма, однако позже этот новый стиль выродился в своеобразный натурализм. Стиль бидермайер явно провинциален по сравнению с великолепием и торжественностью столичного ампира. Для него характерно стремление к простоте и практичности, к уюту и комфорту, к интимным сентиментальным образам, поэтизация мира вещей.

Для этого стиля характерным является также почти полное соответствие форм искусства внутреннему миру и быту широких масс людей, что было обусловлено, в первую очередь, их естественным стремлением к спокойной и упорядоченной жизни после длительного времени войн и революций. Последний раз в истории европейских больших стилей наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. Бидермайер, прежде всего, стиль бытового интерьера, поэтому такое внимание в это время уделяется его практической организации и обустройству.

Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т.н. «чистую комнату», предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам).

Такая комната обставлялась с особой заботой. Большой популярностью пользовалась мебель светлых пород дерева: груши, клена, вишни, березы, ореха, ясеня, а также красного дерева. Для обивки предпочитался однотонный или полосатый репс или ситец с мелким цветочным узором. Стены декорировались обоями или тканью. Занавеси и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах. Существовали также скользящие шторы, в т.ч. из тюля, которые крепились у самой оконной рамы.

Возврат к списку