Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Освоение новых материалов и техник

В 90-х гг. XVIII в. русские мебельщики начинают использовать новый материал, открытый ими самими и не известный на Западе — карельскую березу и кап. Считается, что этот материал ввел в обиход князь П.В. Мещерский, который имел в г. Курске свою столярную мастерскую. Но в последнее десятилетие XVIII в. во времена правления Павла I, как переходного стилевого этапа от екатерининского классицизма к-александровскому ампиру, карельская береза использовалась в маркетри лишь в качестве фона. Фанеровка больших плоскостей карельской березой характерна для русской мебели уже XIX в.

Существовал еще один способ достижения высокого декоративного эффекта создаваемой мебели, в большом количестве изготавливаемой в конце правления Екатерины II. Такую мебель отличали большая строгость классического стиля, сокращение орнаментации, почти полное отсутствие резьбы, позолоты и окраски. Мебель создавалась из красного дерева (из массива или фанеровалась).

Декоративный эффект достигался полировкой поверхностей красного дерева и небольшим количеством бронзовых или латунных полированных накладок, которые подчеркивали конструктивное строение мебельного объекта. Подобную мебель делали также из более дешевых пород дерева, например, березы, а потом придавали ей с помощью специальных окрасок и лака вид дорогой мебели красного дерева.

В России создавалась уникальная в своем роде мебель из стали и бронзы. Еще в первой половине XVIII в. на Тульском оружейном заводе начали делать металлическую ажурную мебель с растительным орнаментом в стиле барокко. В конце века мастера Тульского завода создают, но уже в стиле русского классицизма, различные типы туалетных столов, стульев, кресел, скамеек, столов-подставок и др.

Аналогов такой мебели в европейском мебелестроении не существовало. Например, туалетный стол и стул, хранящиеся в Павловском дворце-музее, выполнены из металла и украшены обработанными алмазной гранью нитями жем-чужника. Спинка стула имеет овальную форму и поддерживается бронзовыми золочеными дельфинами. Такую же форму и такие же опоры имеет зеркало стола. Ножки стола и стула, украшенные золоченой бронзой, тонкие и суживающиеся книзу.

Мебельные объекты кажутся легкими, стройными, но в то же время прочными и устойчивыми. Это впечатление еще более усиливается от контрастного сочетания черной окраски (воронения) основных частей мебельных объектов, блестящей полированной стали жемчужника, золоченых бронзовых гирлянд, розеток, профилей, опорных частей ножек, золотых насечек и др., хорошо спропорционированных и согласованных по пластике и расположенных в строгом соответствии с конструктивными членениями общей формы (рис. 10.28.2).

Возврат к списку