Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


История создания русской мебели

История создания русской мебели начала и середины XVIII в. отражает, во-первых, процесс появления мебельных образцов, созданных иностранными мастерами или русскими мебельщиками на иностранный лад. Такой мебелью пользовались, в основном, царский двор и аристократия. И, во-вторых, создание основной массы традиционной мебели, используемой широкими слоями населения, которая повторяла стилевые черты прошлых эпох. Во времена екатерининского классицизма влияние западноевропейских мебельщиков на стилистику русской мебели становится весьма ощутимым.

Русская мебель классицизма продолжала изготавливаться и во времена царствования Павла I (1796—1801 гг.). Большинство т.н. «павловской мебели» было сделано русскими мастерами, которые обучались мебельному искусству у французских мебельщиков еще при Екатерине II. Эта мебель, по сравнению с концом предшествующего периода, делается более массивной, тяжеловесной и часто загромождается украшениями с более крупной и грубой профилировкой отдельных форм.

В этот период вместо ореха и красного дерева при изготовлении мебели используются карельская и волнистая береза и другие светлые породы дерева, на фоне которых весьма изысканно смотрятся прокладки и вставки из черного мореного дуба. Так делается мебель из красного дерева весьма простых прямолинейных очертаний в «стиле Жакоб», украшенная узкими штабиками из полированной меди или латуни, которые подчеркивают основные вертикальные или горизонтальные членения общей формы мебельного объекта. Наряду с французскими образцами русские мебельщики продолжают копировать английскую классическую мебель стилей Хеппльуай-та и Шератона, внося при этом значительные изменения в ее конструкцию, форму и декор украшений (рис. 10.21; 10.22.2; 10.23).

Правление Павла I пришлось на период распространения в искусстве многих стран Европы романтических идей. Поэтому целое стилистическое течение в русском искусстве начала XIX в. принято называть «павловским романтизмом» (по названию г. Павловска — загородной усадьбы Павла I). Строящийся в Петербурге Михайловский замок по проекту В. Бренна в форме крепости мальтийского рыцаря, но в классическом стиле, представлял собой типичное романтическое произведение.

Павловский дворец, спроектированный Ч. Камероном в лучших классических традициях итальянского «паллади-анского стиля», считается одним из самых гармоничных архитектурных ансамблей, включая и прилегающий ко дворцу парк, специально спланированный и обустроенный. Кстати сказать, своей загородной усадьбой Павловск считала императрица Мария Федоровна, жена Павла I, который своей усадьбой считал Гатчину. Швейцарец А.-Ф.-Г. Виолле спроектировал, начиная с 1780 г., для Павловского дворца мебель в стиле Людовика XVI, а немного позже, после пожара во дворце в 1803 г., интерьеры и мебель проектировались А. Воронихиным, но уже в стилистике раннего французского ампира [3; 5—8; 21—27; 29—31].

Возврат к списку