Новые модели мебели
уже в нашем каталоге


Французская мебель классицизма

Во Франции классицизмом называют «стиль Людовика XVI», ставший последним в череде т.н. «королевских стилей», которые активно влияли на все области искусства. Этот стиль окончательно устанавливается приблизительно к 1770 г. и достигает своей зрелости при Людовике XVI (1754— 1793 гг.) в период 1774-1789 гг.

Зарождение нового стиля произошло еще в годы правления Людовика XV, а активным проводником нового направления в искусстве была всесильная фаворитка короля мадам Помпадур. Идеи нового стиля - «a la grecque» (т.е. «в античном, греческом духе») — стали тогда быстро распространяться, а личные вкусы уже другого короля — Людовика XVI - оказали значительное влияние на формирование стиля и его развитие.

Другим важным фактором, который содействовал победе более демократичного по духу классицизирующего стиля, было плохое экономическое положение страны, которое сложилось в конце правления Людовика XV И хотя этот новый стиль продолжал оставаться формально придворно-аристократическим, но в нем уже было много буржуазных черт. Своеобразная замена античными формами пышных форм барокко и рококо стала одним из признаков надвигающейся буржуазной революции. Просвещенное общество того времени считало образцом государственного устройства древне-римскую республику, поэтому классицизм, искусство которого основывалось на художественных традициях и принципах античности, стал выразителем революционных настроений.

Уже к середине 60-х гг. XVIII в. (после окончания Семилетней войны, приблизительно в 1765 г.) убранство интерьеров, формы мебели и ее украшения становятся более строгими и простыми. Но резкого поворота к новому стилю еще нет. Во времена рококо архитекторы и декораторы добивались того, что даже большое помещение производило впечатление интимного будуара, а в новую эпоху те же специалисты стремятся достичь обратного эффекта.

Например, в интерьерах покоев Людовика XVI в Версале создавалась иллюзия большого пространства не зависимо от истинных размеров помещения. Декорировка сводится к самому необходимому. Вместо сложной стукковой лепнины, которая делалась еще совсем недавно, здесь появились строгие медальоны с античными профилями, выполненные из мрамора, полуколонны, пилястры и т.п. Предметов мебели здесь немного, их формы просты и зрительно устойчивы.

На последнем этапе развития стиля классицизма мебель принимает прямоугольные очертания и энергичные ясные членения своих форм. Самый характерный признак этого стиля, который достиг своего развития и зрелости в период 1774—1789 гг., - ясно выраженная конструкция. В мебели стиля Людовика XVI все места скрепления элементов и опорные части выявлены и подчеркнуты, их функции проявлены во внешней форме. Горизонтальные и вертикальные элементы четки и ясно видны. Все это делается в противовес стилю рококо, в котором места скреплений отдельных частей замаскированы резьбой, бронзовыми накладками, фанеровкой и другими приемами декорировки.

Возврат к списку